Автомобили Lixiang - это полноценные электромобили (юридическая сторона - отдельная тема. Если вкратце - юридически в РФ они не могут быть электричками) с гибридной составляющей. Они могут эксплуатироваться без заправки бензином.
Для зарядки на борту имеются 2 разъема.
DC-разъем для подключения к зарядной станции большой мощности. Тип разъема - GB/T (DC) |
|
AC-разъем для подключения к "домашней", медленной, зарядной станции. Тип разъема - GB/T (AC) Внимание - это не Type2, хоть и визуально схож с ним |
Как правило, домашняя зарядная станция шла в комплекте с автомобилем (с сентября 2023 года уже не шла). Также могут быть интересны комплектация зарядной станции и особенности установки), однако использование сторонних зарядок возможно, и никаких проблем не несет, т.к. вся аппаратура зарядки расположена на борту (под полом багажника).
Максимальная мощность, которую автомобиль может потреблять от сети переменного тока - 7 кВт, одна фаза (это 32 Ампера при 230В). Собственно, это и есть характеристики поставляемого в комплекте зарядника.
Среднее время зарядки от бытовой сети при 32А - 6-8 часов.
Смысл медленной "настенной" зарядки в том, что она сообщает бортовому заряднику максимально допустимую нагрузку на сеть. Некоторые модели фиксированы на одном значении, более продвинутые имеют возможность регулировки. Штатная зарядная станция от Li - регулировки тока не имеет, работает на фиксированном значении 32А. Перед установкой - убедитесь что у вас есть 7.5 кВт на одной фазе. Возможно лучше подобрать менее мощный вариант или вариант с настройкой.
На прошивке системы версии 5.1 появилась возможность в меню автомобиля задать принудительное ограничение зарядного тока на уровне 8А, независимо от того, что сообщает АС-зарядная станция. Это было сделано из соображений безопасности при зарядке от неизвестных источников. 8А - это меньше, чем у большинства электрочайников, примерно 1.8 кВт.
Вторая функция - это безопасность. Зарядка включает внутри себя пропуск 220В на выход только после того, как бортовая система выдаст сигнал "готов, замок закрыт", и отрубает его если сигнал пропадает. Заметьте - сеть воткнута в машину, без каких либо преобразований, и ее очень желательно защищать от всяких импульсных историй - выбросов, скачков и т.п. что в наших сетях ходит в избытке. Хорошая зарядка так же следит за тепловыми режимами разъемов, не допуская их перегрева в случае плохого контакта, и может обладать рядом сервисных функций, передавать данные в мобильное приложение, выполнять функции счетчика, или выбирать момент включения зарядки при минимальном тарифе. Обычно в зарядной станции так же встроено УЗО, отключающее заряд при наличии утечки тока на землю.
Кабель
Для расчета сечения кабеля под нагрузку в 16 ампер при напряжении 220 вольт необходимо учитывать несколько факторов: материал кабеля (медь или алюминий), тип прокладки (открытая или скрытая), длину линии и условия эксплуатации.
1. Для медного кабеля:
• При токе в 16 А и напряжении 220 В минимальное рекомендуемое сечение кабеля составляет 2,5 мм². Это подходит для бытовых электроприборов и розеток, обеспечивая надёжную работу и запас по нагреву при стандартных условиях.
2. Для алюминиевого кабеля:
• Поскольку алюминий имеет худшую проводимость по сравнению с медью, рекомендуется использовать кабель с сечением 4 мм² для той же нагрузки в 16 А.
Эти значения рассчитаны для стандартных условий, как в жилых домах, с небольшими длинами проводки (до 25-30 метров). Если длина линии значительно больше или кабель будет прокладываться в условиях, где возможен перегрев (например, скрытая прокладка в изоляции), то сечение кабеля может потребоваться увеличить.
Напряжение
Во многих случаях автомобиль не может развить полную мощность зарядки, т.к. напряжение в сети занижено относительно стандартного значения в 220В ( в Китае не было перехода на 230В, но в любом случае и 220В и 230В в пределах допуска), или из-за неоптимальных внешних условий - это нормально. Зарядка продолжается при напряжении 190В, и ниже, с соответственным снижением мощности зарядки.
Переносная зарядка
Для тех, кто заряжается редко и не дома были придуманы переносные зарядные станции, работающие от 220В и обычной розетки, с регулируемой мощностью, так как не всегда проводка дома или в гостинице рассчитана на пиковые 3.5Квт, если сомневаетесь какая Вам нужна, можно выбрать одну из представленных в магазине клуба Li Auto Club Россия, все зарядки проверены и имеют регулировку мощности от 8А до 16А: https://liautorussia.ru/shop
DC-зарядка, как правило - коммерческая, напротив, довольно серьезный аппарат, не только подключающий Ваш автомобиль к сети, но и выполняющий преобразование 3х-фазного переменного тока в постоянный, причем с управлением получаемыми на выходе напряжением и током, который при зарядке подключен к вашей батарее напрямую, и интенсивно общается по CAN-шине с системой управления батареей, которая непрерывно сообщает зарядке статус, просит изменить ток заряда, сделать паузу на остывание и т.п., а зарядка в свою очередь сообщает о своих возможностях в текущий момент.
Установка домашних станций большей мощности, чем 7 кВт (или трехфазных вариантов) имеет смысл только "на вырост", автомобиль от них быстрее заряжаться не будет. Установка домашних DC-станций имеет смысл только если для использования доступна мощность >22 кВт. При этом достижима скорость зарядки за 30 мин до 80% ( при доступной мощности 80 кВт) ценой некоторого снижения ресурса силовой батареи автомобиля. Стоимость такой станции сопоставима со стоимостью отечественного автомобиля.